Уникальные предложения онлайн | Книги онлайн

Духовное воспитание через движение

Равновесие природы и общества, а в нашем случае российского общества, должно сказываться на всех сторонах жизни общества, включая духовную сферу. Одной из важнейших составляющих в установлении равновесия природы и общества является работа с молодежью по совершенствованию духа в рамках двигательной деятельности – поиск новых направлений этой работы, отвечающих требованиям сегодняшнего общества и способных решить весь комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед педагогами. К числу направлений поиска равновесия природы и человека относится педагогическая деятельность по формированию духовного совершенства, выражающегося в отношении к окружающему миру, соответствующему идеалам и ценностям духовности, через двигательную деятельность. Поэтому прежде чем перейти к разделу воспитание духа через движение, мы постараемся раскрыть основной философский вопрос о смысле или назначении Homo-Sapiens на планете Земля: В чем смысл нашего рождения и существования до сегодняшнего дня? Назначение человека разумного? Для чего нам дается жизнь? На эти вопросы пытался ответить еще Омар Хайям: «Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чем нашей жизни смысл? Он нам не постижим?» Возможно, ответив себе на эти вопросы, хотя бы на данном этапе, мы поймем, для чего надо изучать вопросы, которые перед нами ставит духовное и материальное совершенствование. Если мы найдем ответ о смысле жизни (это нам должны помочь сделать гуманитарные науки - философия, социология, политология), то должен быть обнаружен смысл в ее поддержании, защите и продлении (этими вопросами занимается наука педагогика, в частности, педагогика двигательной деятельности). Фактически, утверждает Л.И. Маслов (2009), жизнь, ее цель есть постижение Истины, есть постижение Бога, а значит, есть принятие Его миропорядка, где вершиной всего является Гармония Бога и человека. Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превратилось в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально «держит» мир, составляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир — лишь его несовершенным подобием. Так мир духа у древнегреческого мыслителя приобрел самостоятельное существование. У человека, как и у многих организмов ему подобных, имеются не зависящие от него потребности обеспечивающие духовное начало: 1. Оптимизация (пополнение и потеря) энергии жизни – 1. ЖИ. 2. Продолжение рода – воспроизведение себе подобных 1. (размножение); 3. Инстинкт самосохранения – регулирование энергии жизни; 4. Потребность самосовершенствования энергии – совершенствование духа; 5. Инстинкт совместимости – совместимость энергий разных людей. Таким образом, выделены пять основных моментов смысла существования человека, как духа и тела, где первичным выступает потребность самосовершенствование духа (духовное изменение). Переходя к осознанию процесса потребности самосовершенствования духа, появляется деятельность, направленная на воспитание духа через движение, целью, которой является практическое использование результатов воспитания, что должно обеспечить защищенность жизни как своей земной и вечной, так и соплеменников, родного Отечества и земной цивилизации в целом (Павлов В.И., 2006). Таким образом, можно отметить, что воздействие должно осуществляться только на область духовную или физическую, а возможно, на обе сразу. Все остальные области, на наш взгляд должны включаться в одну из них или в обе сразу. Следовательно, воспитание может быть либо духовным, либо физическим - отвечающим за двигательную сферу в материальном мире, либо духовно-двигательным. Соответственно и ценности могут быть либо духовными ценностями, либо физическими ценностями в виде движений. Все начинается с движения и заканчивается движением. Об этом свидетельствует высказывание великого русского физиолога и психолога И. М. Сеченова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». Структурной единицей такой деятельности являются действия (сенсорные, умственные, двигательные), в связи, с чем под деятельностью нередко понимают совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности. Однако деятельность — это не просто сумма отдельных действий. Это действия, объединенные в целостную систему, взаимосвязанные друг с другом и выполняемые по общему плану (программе). Духовное формирование человека средствами физической культуры как составной части двигательной деятельности выражающейся в потребности населения в занятиях двигательными действиями, должно стать приоритетным направлением развития духа через движение, так как позволяет бороться с малоподвижным образом жизни, недостатком определенных видов двигательной деятельности и корректировать уровень жизненной активности положительной и отрицательной направленности, что, в свою очередь, сказывается на духовном состоянии населения. Условиями положительного влияния занятий двигательной деятельностью на формирование облика человека является планомерность и целеустремлённость в воспитательной работе, воспитание осознанного и активного интереса к занятиям, высокая образовательная ценность занятий, создание положительного эмоционального фона, соревновательная обстановка формирования духовных идеалов в умственной и двигательной деятельностях, общественно ценных мотивов деятельности путём духовного просвещения, создание положительного опыта духовных переживаний. Успешное решение задач духовного воспитания зависит от того, какое содержание вкладывается в процесс обучения и воспитания, какими способами и методами решаются задачи. Отсутствие идейной, целеустремлённой воспитательной работы может привести к негативным последствиям. Поэтому выбор адекватных средств и методов двигательной деятельности в комплексе с духовным направлением будет эффективным лишь в том случае, если учитываются духовные и двигательные возможности человека. При игнорировании их особенностей предлагаемые средства могут оказаться неэффективными, а иногда даже иметь и отрицательные последствия. Уровень физической подготовленности следует рассматривать в неразрывной связи с духовным и телесным здоровьем. Присутствие в человеке двух начал духовного и материального позволяет рекомендовать совершенствовать обе сферы, как свое тело, так и свой дух или свой дух через свое тело. Поиск гармонии в совершенствовании духа и физики, которое должно заключаться в преобладании совершенствования духа над физикой, то есть в преобладании совершенствования духовной составляющей над материальной составляющей человека. На этот вопрос попытался ответить ученый В.Г. Стрелец тем, что предложил искать равновесие любовью к природе и соединения человека с природой. Равновесие природы и человека, а в нашем случае российского человека, должно включать духовную сферу, и в частности, совершенствование духа через тело. Для создания позиций духовно-двигательного воспитания в понимании, как надо воспитывать, рекомендуется движение за духовное возрождение России. Восстановление движения за духовное возрождение России должно повлиять на укрепление духа и тела нации. Еще одно требование связано с все более четким осознанием учеными и специалистами-практиками двух важных фактов, касающихся направленности двигательной деятельности. Во-первых, в этой деятельности заложены огромные возможности для достижения разнообразных общественных и индивидуальных целей за духовное возрождение России применительно к различным группам населения, в том числе для молодежи. Во-вторых, духовный потенциал этих занятий не используется, что иногда приводят к негативным последствиям, содействуют развитию отрицательных характеристик человека или одностороннему развитию только тела. Таким образом, работа по духовному воспитанию человека является важным направлением развития движения в стране за духовное возрождение России. Так, наряду с традиционными формами организации двигательной деятельности, такими, как спортивные клубы предприятий, учебных заведений, инвалидов, семейные спортивные клубы, детско-подростковые физкультурно- спортивные клубы, клубы по месту жительства, появились профессиональные и некоммерческие клубы за духовное возрождение России. Клубы за духовное возрождение России призваны активно содействовать обеспечению конституционных прав на сохранение и укрепление здоровья, физическое и духовное совершенствование, реализацию способностей, наклонностей и интересов в сфере совершенствования духа и тела. Клубы организуют свободное время средствами физической культуры, воспитывают духовность через нравы, мораль, гражданственность, патриотизм, культуру, эстетику, этику, экологию, искусство, движение и творчество. Двадцать первый век становится началом истинного возрождения деятельности клубов, которые должны составить фундамент духовного возрождения России. Но для этого нам нужны воспитатели нового типа среди инструкторов, методистов, тренеров, консультантов, руководителей и менеджеров. Для положительного воздействия занятий двигательной деятельностью на формирование духовного облика необходимо: * планомерность и целеустремлённость в воспитательной работе через занятия двигательной деятельностью; * воспитание осознанного духовного интереса к этим занятиям через цели; * высокая духовная ценность этих занятий; * создание положительного духовного фона на занятиях; * соревновательная обстановка формирования духовных идеалов в жизни; * создание положительного духовного опыта через нравственные переживания. Процесс занятий двигательной деятельностью воплощает в себе последовательность воздействие педагога и непосредственная чувственно- практическая деятельность воспитуемого. Объект воспитания, по сути дела, является и субъектом деятельности. Поэтому, именно двигательная деятельность за счёт использования специфических средств и форм воспитания позволяет воздействовать на дух через тело в таких занятиях. Поэтому представляется возможным выявить и использовать существенные и не реализуемые в иных сферах педагогического воздействия резервы оптимизации процесса формирования духовности российского народа. Можно условно разделить потребности человека к занятиям двигательной деятельностью на две категории: внешние и внутренние. К внешним потребностям относятся семейная обстановка и пример сверстников, борьба с вредными привычками. К внутренним потребностям – ориентация на взрослые нормы поведения, усиленное притязание на взрослость, связанная с самоутверждением; нравственно–волевые установки, поиски ответа на вопрос в чем смысл жизни.




Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Литература для духовного и физического самосовершенствования:

Три кита успеха

Игорь Юрьевич Коротков


Авторская студия смысловых ассоциаций «Драйв» Игорь Коротков И Владимир Кирюткин Представляют Новинку – две книги в одной – Под влиянием её ...


Галочки. Инструкция

Светлана Винокур


Если вы чувствуете, что составление списков задач и применение сложных инструментов тайм-менеджмента не дает вам полноты картины вашей ...


Человеческое…

Виктор Соломоник


Небольшие размышления о бизнесе, о жизни, о воспитании. Все мысли объединяет одна тема – надо быть предельно человечным. Что-то было ранее ...


Управление хаосом

Дмитрий Калинский


«Древние китайцы считали: нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен. Но они и представить не могли, какие метаморфозы придется перенести ...


Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения

Остин Клеон


«Кради как художник» – это известный бестселлер молодого писателя и художника Остина Клеона, в котором он дает 10 уроков творческого ...


Творческие права. Как открыть в себе художника и научиться видеть

Дэнни Грегори


Дэнни Грегори – автор нескольких бестселлеров, посвященных искусству и творчеству. В этой книге он предлагает читателям программу ...